9:00 - 21:00
HomeArticles → Конная кругосветка

Конная кругосветка

Вы наверняка слышали о необыкновенном кругосветном путешествии – настоящей конной экспедиции – её участники побывали на Дальнем Востоке, в Сибире и на Урале. Чем закончилось это экстремальное приключение, что было с путешественниками на Сахалине, в Европе и США – вы узнаете из статьи.

Как зарождалась кругосветная экспедиция Петра Полонина

Идеологом конной экспедиции вокруг света стал Петр Полонин. Ещё 20 лет назад Пётр задумал отправиться на Сахалин по маршруту путешествия Антона Павловича Чехова. Поскольку передвигаться Полонин планировал на лошадях, его целью было обратить внимание широкой общественности на проблемы коневодства, а так же на экологические проблемы. Нужно было найти спонсоров. Их искали в Москве.

Сначала в то, что подобного рода экспедиция возможна, не верил никто – разве что сам Пётр Полонин и его первый напарник, Шабуров Николай. Представители республиканских организаций смотрели на эту идею как на утопию, и оттого отказывались поддержать. Они наперебой уговаривали Петра с Николаем оставить мысли о реализации этой идеи навсегда.

Полонина и Шабурова неожиданно поддержал А.Ф. Лаптев, который в то время находился на должности губернатора Ивановской области. Пригласив энтузиастов к себе, он пообещал помогать им до тех пор, пока они не окажутся за пределами Ивановской области. Это было уже что-то…

Разные предприятия города Иваново, по предложению Лаптева, дали согласие спонсировать конную кругосветку. Гаврилово-Посадский конный завод подарил путешественникам пару здоровых тяжеловозов, завод автокранов взялся изготовить удобную кибитку. Собрали амуницию, губернатор вручил Полонину и Лаптеву письма к главам администраций тех регионов, которые ивановцы планировали пересечь в путешествии.

Петра и Николая благословил в путь настоятель Преображенского кафедрального собора. Пришло лето 1992 года. Третьего июня конная экспедиция на Сахалин началась. Пётр Полонин отмечает важное значение ритуала освящения, говоря о том, что далее, на всех дорогах, ощущение покровительства Высшей Силы не оставляло их.

Первый этап конной экспедиции

Полонин утверждает, что на начальном этапе главным было – поверить в свои силы, и в силы своих лошадей. До Дальнего Востока они шли год, и покрыли двенадцать тысяч километров пути, из них— восемь тысяч шестьсот – своим ходом. Именно такого подвига выносливости и стойкости животных и людей, ранее не знал никто. Особенно если учитывать, что семь месяцев пути пришлись на трескучую от морозов сибирскую зиму, когда температура воздуха могла опуститься и до – 40.

Ещё до того, как экспедиция стартовала, в Гаврилово-Посаде коневоды отговаривали наших энтузиастов брать в путь владимирских тяжеловозов. Аргументы были такие: эти лошадки, пожалуй, и до Нижнего Новгорода-то едва дотянут. Куда выносливей крестьянские лошади, послушайтесь доброго совета!

Но в Ивановской области не отыскалось тогда других лошадок, а со временем тяжеловозы заставили уважать себя и участников экспедиции, и всех тех, кто неотрывно следил за ходом путешествия. Забегая вперёд, скажем, что этот героический переход попал на страницы Книги рекордов Гиннесса.

Но самые большие сложности в восточном этапе конной кругосветной экспедиции, заключались даже не в морозах, и передвижении, порой, на пределе человеческих сил. Самой трудноразрешимой оказалась проблема взаимопонимания между Полониным и Шабуровым. В условиях постоянного эмоционального напряжения, у друзей чаще стали появляться разногласия, хотя ивановцы с малых лет были, что называется, «не разлей вода». Это послужило причиной того, что Шабуров отказался участвовать во втором этапе экспедиции, и новым напарником Петра стал другой его земляк, Николай Давидовский.

Путь через Западную Россию

Начинать снова пришлось с чистого листа. Распрощавшись с верными тяжеловозами - Лангустом и Почтой, которые были отданы в дар южно-Сахалинскому конно-спортивному клубу, после пришлось доставать и новых лошадей, и новую кибитку, и вновь заниматься поиском спонсоров для своего проекта.

И вот всё готово: новая необычная кибитка с колёсами от самолёта АН-2, новые лошади. Команда теперь состояла из Петра Полонина, Николая Давидовского, Андрея Герасимова и Евгения Леткова. Губернатор Лаптев помог разослать запросы в Министерство Иностранных Дел России, а так же в посольства государств, через которые, согласно разработанному маршруту, должны были проехать путешественники.

Вот тут-то и выросла новая преграда: хоть почти все государства дали, что называется, «добро», их условием было подтвердить финансовую состоятельность экспедиции, из расчёта пятидесети долларов в день на путешественника.

Понятно, что у ивановцев не было и рублевой гарантии, не говоря уже о валютной. Это было время инфляционного обвал в России, и любые накопления ментально обесценивались. Так что же — откладывать задуманное?

Однако, решили рискнуть, имея небольшой запас финансов и веря в лучшее.

Пятого мая девяносто четвёртого года ивановцы вышли в путь под проливным дождём, и говорили друг другу: мол, добрая эта примета, по чистой дороге идём.

И сначала удача вновь была на их стороне. Путь через западную часть России и Беларуссию преодолели благополучно, а в Орше к экспедиции присоединился ещё один участник: бригадир коневодов Михаил Низцов, на собственной кибитке. Стало легче лошадям, ведь груз можно было распределить. Повеселели люди. Низцов дошёл с экспедицией до Бельгии, где ему суждено встретить свою судьбу - девушку Сюзанну, которая в последствии сделалась его законной женой. Низцов обратился к основным членам экспедиции, с просьбой разрешить ему покинуть их. Михаилу от души пожелали счастья.

Путешествие по Европе

Конная экспедиция гордо прошествовала через Польшу и Германию, далее были Франция и Люксембург. И это был ослепительный конный путь.

Хоть ивановских энтузиастов встретили на пути и серьёзные проблемы – от трудностей с добыванием визы, до фактически голодных времён в Нью-Йорке, а из всей экспедиции до конца дошли, не сойдя с дистанции, только двое – это было незабываемое шествие.

Лошади держались молодцами, но из второй четвёрки красавцев-гнедых, до Атлантики дошли лишь трое – кобыла с нежным именем Хрупкая пути не выдержала. Америка чем-то показалась похожей путешественникам на Россию.

После пересечения польской границы, участников экспедиции незамедлительно предупредили о том, что поить лошадей из рек, что им доведётся встретить на пути, нельзя: животные могут пасть. В России ивановцы преодолели четыреста пятьдесят рек и ручьёв, и с такой проблемой они не столкнулись. На Запад же въехали с заранее запасённой питьевой водой.

Забавный случай вышел на германской границе: по местным правилам лошадки имели право пересекать рубеж только на автотранспорте или железнодорожном транспорте, но никак не на своих копытах! Немцы отклоняли все просьбы пропустить их квадригу пешим ходом, один раз нарушив инструкцию. Лишь после нескольких дней задержки на границе, чиновники породили мудрое решение: квадригу ведь можно перевести по пешеходному мосту через пограничную реку!

Париж и Антверпен, Нью-Йорк… Вновь и вновь поиск спонсоров, и снова – путь вперёд.

В Вашингтоне Русская Церковь собирала необходимые средства на понадобившуюся новую шину для кибитки.

Счастливое завершение конной кругосветки

И пусть кто-то упрекает ивановских энтузиастов в авантюрном безрассудстве, но это под силу далеко не каждому: пересечь Сибирь в седые холода, преодолеть горячую Африку в сорокоградусную жару, приладив над головами лошадей импровизированные зонтики, тем самым защищая животных от солнечного удара. Целеустремлённость членов экспедиции и их решимость довести начатое грандиозное дело до конца, привели их, к финалу путешествия, в Японию. Правда, в Японии передвигаться пришлось уже на велосипедах, а не на конях. Очень тяжело было переправить лошадок на островную державу и возможности купить других на месте уже тоже небыло. Да и Япония, из-за перенаселения, не могла разрешить конного путешествия без надлежащего сопровождения, а оно лишало его романтического флёра. Но в велосипедном странствии тоже нашёлся плюс: ивановцы побывали во многих экзатических местах Японии. А встреча Нового Года для них прошла на Фудзияме.

Через Сан-Франциско во Владивосток, и, проехав на велосипедах по стране Восходящего Солнца, Петр Полонин и Николай Давидовский завершили своё памятное конное путешествие, и вернулись на Родину.

Дома встретили их старые и новые проблемы. Жены и дети жили на одну зарплату, и Вере Николаевне Давидовской (преподавательнице ВУЗа) и Наталье Юрьевне Плониной (воспитателю детского сада), зарплату эту платили крайне не регулярно. В семье Полониных, пока длилось кругосветное путешествие, помимо этого, произошла трагическая потеря: заболел и скончался старший сын Эдуард.

Но Русские Женщины известны своей мудростью сердца. Они обняли своих скитальцев-мужей, и заплакали так, что Пётр потом говорил: то были слёзы радости и горя, как в День Победы.

Именно поэтому, позже, если журналисты принимались величать Полонина и Давидовского героями, они немедля поправляли: «Нет, не верно: герои – наши жены». Те, что в самом начале экспедиции, в блокноте путешественников написали: «Мы будем ждать, сколько бы ни было». Те, что слово своё сдержали.

Удалось ли воплотить в жизнь центральную идею конного кругосветного путешествия – вернуть России коня? Первая часть исполнена: нужный материал собран, его теперь нужно только доносить до общественности. Имеются практические достижения: к моменту завершения кругосветки во Владивостоке открылся первый конезавод, а потом тут и там дело в этом направлении пошло на лад.

Значит, не зря под самолётными колёсами вольной кибитки двух горячих ивановских энтузиастов, под копытами их стойких лошадей, остались не сколько-то, а целых три континента – Северная Америка, Европа, Азия. Общий путь по всем тропам земли сложился в 20 500 километров. А ещё – героические переходы через два океана.

See also:

Return to materials from category «Статьи»
 
 
 
 
 
×
Нашли прокат кареты дешевле?
Your request has been sent!

Our managers will contact you soon.
Your application is accepted!

Our managers will contact you soon.